На интернет-канале POPDOC (populardoctor)
https://youtu.be/qBT755c-S10
ХЭШТЕГИ: Рак простаты, рак предстательной железы, предстательная железа, простата, простат-специфический антиген, ПСА, пальцевое ректальное исследование, злокачественное образование, опухоль, трансректальное УЗИ, медицина, врач-уролог, биопсия предстательной железы, гистологическое исследование, метастазы, онкология, онкологическое заболевание, радиоизотопная сцинтиграфия костей скелета, лимфоузлы, МРТ скелета, лучевая терапия, лапароскопическая радикальная простатэктомия, хирургическое лечение, малоинвазивная хирургия, роботическая техника, тестостерон, половые гормоны, активное наблюдение, Искандер Абдуллин
Рак предстательной железы – одно из самых распространённых онкологических заболеваний, встречающихся у мужчин, оно занимает второе место после рака лёгких. Если мужчина доживает до 70-80 лет, то вероятность наличия у него злокачественных клеток предстательной железы составляет 17%, т.е. практически каждый шестой имеет риск заболеть раком предстательной железы. К счастью, риск умереть от рака предстательной железы не превышает 3%.
Итак, предстательная железа – это орган, который располагается между мочевым пузырём и уретрой (или мочеиспускательным каналом). Он играет важнейшую роль в репродуктивной функции мужчины, функции удержания мочи.
Для своевременного выявления рака предстательной железы в настоящий момент существует несколько инструментов в руках врача. Первый инструмент – это простат-специфический антиген, или ПСА – фермент крови, который может повышаться при различных заболеваниях простаты, и в том числе и при раке простаты. Его имеет смысл сдавать мужчинам старше 45 лет, поскольку до 45 лет риск заболеть раком простаты минимален. Единственная категория мужчин, которым этот тест следует проводить раньше, с 40 лет – это те мужчины, у которых родные братья или отец страдали раком предстательной железы. Нормальное значение простат-специфического антигена – до 4 единиц (до 4 нг\мл). Однако имеются также и возрастные нормы – скажем, до 60 лет они составляют 2,5 и выше, а старше 60 лет – уже 4 нг\мл.
Следующий инструмент в руках врача – это пальцевое ректальное исследование, когда врач-уролог на приёме осматривает предстательную железу, и наличие очагов уплотнения может свидетельствовать о наличии злокачественного образования в предстательной железе. Если врач подозревает рак предстательной железы, то следующим этапом он выполняет трансректальное ультразвуковое исследование, когда на УЗИ-скане предстательной железы можно увидеть патологический очаг. Таким образом, если все эти характеристики или одна из них заставляют подозревать наличие заболевания, окончательным способом диагностики является биопсия предстательной железы, когда с помощью специальных инструментов и приборов через прямую кишку с помощью специальной иглы захватывается часть ткани предстательной железы из нескольких участков, и потом проходит гистологическое исследование. По результатам исследования можно судить о том, есть ли рак предстательной железы – или нет этого заболевания, а также о степени злокачественности, которая может отличаться и также влиять на тактику лечения.
После диагностики наличия заболевания на следующем этапе нам следует убедиться в распространённости процесса. Итак, процесс может быть ограничен только предстательной железой, выходить за пределы простаты и иметь метастазы, как и любое онкологическое заболевание. Это также очень важно, поскольку радикальное лечение возможно только на локализованной стадии, т.е. когда онкологическое очаги только в предстательной железе. Все остальные стадии требуют дополнительных методов лечения. Рак предстательной железы может распространяться в прилежащую жировую клетчатку, в мочевой пузырь, в мочеиспускательный канал, стенки таза, прямую кишку. По распространённости метастаз он может быть и в лимфатических узлах региональных и отдалённых; также одна из самых частых локализаций – это кости – кости скелета, кости позвоночника. Для диагностики метастаз в лимфоузлы также достаточно МРТ-исследования, для диагностики костных метастаз обычно проводится радиоизотопная сцинтиграфия костей скелета, на которой можно выявить эти очаги.
После того, как установлены диагноз и стадия заболевания, пациенту предлагается один из видов лечения. Как я уже говорил, для локализованной стадии заболевания может быть предложено хирургическое лечение или лучевая терапия. В настоящий момент существует несколько видов хирургического лечения. Они все дают более-менее одинаковый онкологический результат, однако имеют разные функциональные результаты. Я объясню, что это значит. Онкологический результат – это тот результат, которого мы добиваемся, оперируя предстательную железу – это избавление пациента от рака. Функциональный результат – это результат сохранения качества жизни. Поскольку предстательная железа отвечает за репродуктивную функцию и функцию удержания мочи, два самых нежелательных последствия лечения рака предстательной железы – это нарушение функции удержания мочи и нарушение эректильной функции. Используя малоинвазивные техники, такие, как лапароскопическая радикальная простатэктомия в чистом виде или с помощью роботической техники позволяет более тщательно выделять прилежащие ткани и сохранить нервные пучки и сосуды, которые позволят сохранить функцию удержания мочи и эректильную функцию в лучшем состоянии.
После проведённого радикального лечения пациент нуждается в пожизненном обследовании. Оно заключается в периодической сдаче простат-специфического антигена. В 100% случаев рецидивов отмечается повышение простат-специфического антигена, поэтому очень удобно контролировать. Мы можем узнать, имеет ли заболевание дальнейший рост – или процесс остановлен. Также пациент периодически проходит МРТ-исследование и сцинтиграфию костей скелета. При наличии метастаз пациенту предлагается гормональная терапия, поскольку рак предстательной железы – это гормонозависимая опухоль, поэтому снижение уровня мужских половых гормонов (в частности, тестостерона) позволяет остановить или замедлить рост опухоли. Соответственно, существует целый ряд препаратов, которые позволяют снизить естественную функцию яичек по выработке тестостерона и тем самым замедлить развитие заболевания.
Что касается лучевой терапии, она может применяться для лечения первичного рака простаты, также для лечения рецидивов и поздних стадий заболевания. Пораженный опухолью орган облучается радиационными лучами, к которым эти клетки чувствительны, и тем самым их рост останавливается. Также после лучевой терапии требуется пожизненное наблюдение за пациентом. Существуют определенные критерии ПСА-оценки, МРТ-тестов. Современный метод лечения – это так называемое активное наблюдение, когда пациенту радикальное лечение не предлагается сразу же, а пациент с периодичностью 3 месяца на протяжении полугода -года обследуется у врача, и только при наличии признаков развития заболевания проводится активное лечение. Это позволяет до 50% случаев избежать хирургического лечения, или как минимум отстрочить его, тем самым сохранив качество жизни, что немаловажно.